- Советы юриста

3.1. Право собственности на земельные участки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3.1. Право собственности на земельные участки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ, п. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (п. 1 ст. 125 ГК РФ).

Право государственной собственности на землю

В отличие от прежнего земельного законодательства, по которому этот вид собственности был обезличен, ЗК РФ распределил земельную собственность между государственными уровнями.

Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.

Определены следующие уровни государственной собственности на землю:

а) федеральная собственность (федеральные земли). К ним относятся прежде всего земли, занятые объектами, отнесенными исключительно к федеральной собственности, а также иные земли, необходимые для осуществления задач федерального значения.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 17 ЗК РФ).

В состав федеральных земель, в частности, входят:

  • – земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ РФ;
  • – земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, информатики и связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерального значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли ЗАТО, земли лесного и водного фондов федерального значения, земли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;
  • – земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, объектов историко-культурного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебнооздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;
  • – земельные участки Российской академии наук, отраслевых академий наук федерального значения, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений федерального значения, федеральных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводчсских хозяйств, государственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых утверждает Правительство РФ;
  • – иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ; в соответствии с Конституцией РФ, нормами ЗК РФ международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе (Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации») и в исключительной экономической зоне (Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»).

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяйственного производства и иных целей. В государственную собственность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у частных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами;

б) собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пределах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных земель, а также земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

К собственности субъектов РФ относятся:

  • – земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
  • – земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
  • – иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Субъекты РФ в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям могут приобретать в собственность земельные участки в результате заключения сделок по приобретению земельных участков, в результате их выкупа для государственных нужд и т.п.

Специфика права государственной собственности на землю заключается в следующем:

  • – данный вид права собственности характерен высоким уровнем своих субъектов. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Таким образом, государство является в правоотношениях собственности представителем народа при осуществлении владения, пользования и распоряжения землей. Оно обязано реализовать свои полномочия собственника не в интересах одного гражданина и отдельных групп лиц, а в совокупном интересе всех проживающих на территории государства народов, с тем чтобы интересы одних народов не удовлетворялись в ущерб другим народам;
  • – государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением. Земли, находящиеся в собственности государства, могут использоваться в таких целях, какие недопустимы для иных, негосударственных организаций и граждан. Например, использование земель иод размещение предприятий, производящих вооружение; под военные полигоны, аэродромы; под выращивание наркосодержащих культур для медицинских целей и других государственных задач. Таким образом, цели использования земель, находящихся в государственной собственности, многообразны и продиктованы интересами функционирования государства;
  • – основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности. Если граждане и иные негосударственные организации приобретают землю в собственность в порядке реализации законодательства о земельной реформе и по основаниям, предусмотренным законом, то государство наделено земельной собственностью Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 8 ноября (26 октября) 1917 г., а в соответствии с принятым ЗК РФ и федеральными законами государственная собственность на землю была разграничена на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность);
  • – правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фонда, а также осуществлением надзорных функций за использованием земель иными собственниками. Поэтому предусмотрен правовой механизм пресечения управленческих решений, нарушающих права собственников земли. Так, земельное законодательство запрещает вмешательство в хозяйственную деятельность земельных собственников со стороны государственных органов; в случае издания государственным органом акта с нарушением закона или превышением его компетенции собственник земли вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.

Регистрация границ земельного участка

Важнейший этап такой процедуры – согласование границ. Для этого придется вызвать кадастрового инженера. Он проведет замеры на участке. Затем оповещаются собственники земель, прилегающих к вашей территории. Они должны прибыть все вместе или по отдельности в указанный день и час для согласования границ.

Оформляется согласие владельцев в письменном виде. Эти документы, вместе с межевым планом и правоустанавливающими бумагами, направляют в регистрирующие органы. Но прежде следует убедиться, что на обратной стороне акта согласования есть чертеж участка. Без него ставить подпись не стоит.

Помимо этого акта для регистрации границ потребуется ситуационный план надела, документы на заявителя, результаты межевания и договор о покупке участка или иной документ, доказывающий наличие прав на него. Мы соберем нужные бумаги, согласуем границы в сжатые сроки и добьемся выдачи свидетельства о регистрации. Просто позвоните и заручитесь поддержкой наших юристов.

Виды государственной собственности в России

Государственная собственность — это одно из ключевых понятий в экономике России. Это форма собственности, которая принадлежит государству в целом либо какому-то его органу. Государственная собственность может иметь разные формы и происходить от разных источников.

Помимо собственности на земельные участки, строения, недвижимость и иные материальные объекты, которые принадлежат государству, в России существуют и другие формы государственной собственности. К таким формам относится, например, право государства на экспорт и импорт определенных товаров. Также государство может владеть акциями крупных компаний и организаций.

Обычно государственная собственность бывает двух форм: федеральной и региональной. Федеральная собственность — это форма собственности, которая находится во владении Федерации и ее органов. Региональная же собственность — это форма государственной собственности, которая находится в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации.

  • Федеральная собственность:
    • Государственное имущество;
    • Федеральная собственность на землю;
    • Государственные ценные бумаги;
    • Акции компаний.
  • Региональная собственность:
    • Здания и сооружения;
    • Земельные участки;
    • Движимое имущество;
    • Доли в организациях.

Регулирование государственной собственности в России происходит через ряд законов и нормативных актов. Также на регулирование государственной собственности влияют изменения в экономической и политической ситуации как в стране, так и за ее пределами.

Перспективы развития государственной собственности в России

Государственная собственность является важным инструментом государственного управления экономикой страны. Сегодня в России существует несколько форм государственной собственности, включая федеральную, региональную и муниципальную.

Однако, существуют и иные формы собственности, которые могут быть включены в систему государственной собственности. Например, совместная государственно-частная собственность может стать эффективным решением для решения проблем в некоторых секторах экономики.

В то же время, регулирование государственной собственности является важной задачей для государства. В России существуют законы и нормативные акты, такие как «Об основах государственной собственности», которые определяют порядок создания, использования и прекращения государственной собственности.

В целом, перспективы развития государственной собственности в России связаны с дальнейшим улучшением законодательства и совершенствованием методов государственного управления экономикой. Важно также продолжать исследования и разработки новых форм государственной собственности, которые могут быть эффективными в тех или иных секторах экономики.

Читайте также:  Как приватизировать квартиру – пошаговый порядок

Советы по выбору формы права собственности на землю

Законы РФ предоставляют несколько форм права собственности на землю, вы можете выбрать ту, которая подходит для ваших потребностей и целей.

  • Частная собственность является наиболее распространенной формой владения землей. Если вы хотите иметь полный контроль над своими владениями, это может быть подходящий выбор.
  • Государственная собственность используется для публичных целей, таких как постройка дорог или государственных зданий. Если вы хотите приобрести землю для коммерческих целей, это не подходящий выбор.
  • Муниципальная собственность принадлежит муниципалитетам и используется для различных проектов в городах и населенных пунктах.
  • Собственность предприятий и организаций может использоваться для более коммерческих целей, таких как промышленность и сельское хозяйство.
  • Совместная собственность может быть использована, если вы хотите приобрести землю вместе с другими лицами.

Важно учитывать особенности каждой формы собственности, а также законы РФ, которые регулируют права и обязанности владельцев на землю. Перед выбором формы собственности обязательно получите консультацию у специалистов.

Глава 1. Теоретические аспекты государственной и муниципальной собственности

Государственная
собственность

— это имущество, принадлежащее на праве
собственности Российской Федерации
(федеральная собственность), а также
имущество, принадлежащее на праве
собственности субъектам Российской
Федерации — республикам, краям, областям,
городам федерального значения, автономной
области, автономным округам. Земля и
другие природные ресурсы, находящиеся
в не собственности граждан, юридических
лиц либо муниципальных образований,
являются государственной собственностью.
Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и
2) части 1 Гражданского кодекса Российской
Федерации [14].

Земля и другие
природные ресурсы, не находящиеся в
собственности граждан, юридических лиц
либо муниципальных образований, являются
государственной собственностью.

Имущество,
находящееся в государственной
собственности, закрепляется за
государственными предприятиями и
учреждениями во владение, пользование
и распоряжение в соответствии с ГК РФ
ст.294, 296.

  • Средства
    соответствующего бюджета и иное
    государственное имущество, не закрепленное
    за государственными предприятиями и
    учреждениями, составляют государственную
    казну РФ, казну республики в составе
    РФ, казну края, области, города федерального
    значения, автономной области, автономного
    округа.
  • Отнесение
    государственного имущества к федеральной
    собственности и к собственности субъектов
    РФ осуществляется в порядке, установленном
    законом.
  • Объекты, составляющие
    основу национального богатства страны:
  • — ресурсы
    континентального шельфа, территориальных
    вод и морской экономической зоны
    Российской Федерации;
  • — охраняемые или
    особым образом используемые природные
    объекты (заповедники, в том числе
    биосферные, национальные природные
    парки, курорты, а также заказники, имеющие
    общереспубликанское значение);
  • — объекты
    историко-культурного и природного
    наследия и художественные ценности,
    учреждения культуры общероссийского
    значения, расположенные на территории
    Российской Федерации;
  • — объекты, необходимые
    для обеспечения функционирования
    федеральных органов власти и управления
    и решения общероссийских задач;
  • — государственная
    казна Российской Федерации (средства
    республиканского бюджета Российской
    Федерации, Пенсионного фонда Российской
    Федерации, фонда социального страхования
    и других государственных внебюджетных
    фондов Российской Федерации, Центрального
    банка России; золотой запас, алмазный
    и валютный фонды);
  • — имущество
    вооруженных сил, железнодорожных,
    пограничных и внутренних войск, органов
    безопасности, органов внутренних дел
    Российской Федерации и других учреждений,
    финансирование которых осуществляется
    из республиканского бюджета Российской
    Федерации
  • Муниципальная
    собственность

    — самостоятельная форма собственности,
    особый вид публичной (общественной)
    собственности, представляет собой
    совокупность экономических отношений,
    возникающих между органами местного
    самоуправления (их представителями) в
    процессе реализации ими социально-экономических
    функций и иными субъектами экономической
    деятельности и обеспечивающих условия
    сохранения и воспроизводства объектов
    жизнеобеспечения муниципального
    образования в целях удовлетворения
    приоритетных потребностей местного
    сообщества.
  • Муниципальная
    собственность

    — экономическая категория, ее статус и
    правосубъектность определяются
    установленными правилами, соответственно
    разграничивая экономический и юридический
    аспекты понятия «муниципальная
    собственность», необходимо подчеркнуть
    приоритет экономической природы данного
    феномена.
  • В настоящее время
    муниципальная собственность занимает
    достойное место в структуре форм
    собственности Российской Федерации.
    Характерными особенностями муниципальной
    собственности являются:
  • — непосредственная
    связь данной собственности с интересами
    местного сообщества;
  • — воплощение в ней
    особой совокупности экономических
    отношений между человеком и властью;
  • — отнесение ее к
    разновидности публичной (общественной)
    собственности;
  • — муниципальная
    собственность является основным
    инструментом социальной защиты и
    поддержки населения территории
    муниципального образования.

Сущность и назначение
муниципальной собственности предполагает,
что целью управления является решение
вопросов местного значения, т.е.

вопросов
непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения муниципального
образования.

Субъекты, реализующие
право владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью, действуют
в публичном интересе, установленном их
предметами ведения, компетенцией и
полномочиями.

Государство и охрана земель

Охрана земель (а именно так называется одна из глав ЗК РФ) ─ не только важнейшая экологическая, но экономическая и социальная задача, в решении которой государство должно принимать и принимает самое активное участие. Учитывая значение земли как важнейшего природного ресурса, тщательный государственный контроль за использованием земель и государственный контроль за охраной земель являются объективной необходимостью.

Обязанность государства ─ управление мониторингом земель, государственным земельным надзором, землеустройством.

Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга, представляющего систему наблюдений за состоянием земель. Его объекты ─ все земли в Российской Федерации.

Государственный земельный надзор регулируется Положением «О государственном земельном надзоре», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 и устанавливающем порядок его осуществления, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства. Важная роль в этой работе отводится должности ─ государственный инспектор по охране земель (полное название ─ государственный инспектор по использованию и охране земель). Главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель является Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а «солдатами» его «армии» ─ должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальных органов.

Государственная собственность на землю

К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Субъектами государственной собственности на землю являются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Государственная собственность на землю имеет два уровня: федеральный, к которому относится собственность Российской Федерации, и региональный уровень, включающий в себя собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На одни и те же земли не может быть двух или нескольких собственников, так как общая совместная государственная собственность не предусмотрена законодательством.

При этом Российская Федерация обладает так называемой исключительной собственностью на земельные участки. На основании целого ряда федеральных законов Российская Федерация может быть единственным собственником целого ряда земель в силу их целевого назначения или разрешенного вида использования. К таким землям относятся земельные участки в соответствии с такими Федеральными законами, как Лесной кодекс, ФЗ «Об обороне», ФЗ «О государственной границе» и др.

Всего насчитывается около 20 подобных федеральных законов.

К сожалению, подавляющее большинство федеральных земель не зарегистрировано в качестве федеральной собственности. Причиной является огромный объем работ по формированию земельных участков, отнесенных к федеральной собственности. Это приводит к тому, что зачастую муниципальные образования незаконно относят федеральные земли (в силу федерального закона) к неразграниченным землям и пытаются распорядиться ими самостоятельно. В данном случае имеет место распоряжение земельным участком ненадлежащим субъектом, так как никто не наделял муниципальные образования правом распоряжения федеральными землями. Следовательно, подобные действия муниципалов являются ничтожными и не порождают правовых последствий.

Частная собственность на землю

1. Частная собственность на землю подразделяется на несколько видов в зависимости от правообладателя: индивидуальная собственность граждан и юридических лиц; общая собственность, подразделяемая на общую совместную, т.е. без определения долей, принадлежащих каждому участнику общей совместной собственности, и общую долевую собственность, когда доля каждого сособственника известна заранее.

Юридические лица, так же как и граждане, могут по своему желанию объединять находящиеся в их собственности земельные участки и использовать их на праве общей совместной и общей долевой собственности.

В процессе земельной реформы граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация). Кроме того, они могут это сделать путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приватизации земли. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Право собственности на землю включает три правомочия: владения, пользования и распоряжения землей.

Право владения землей означает физическое обладание предметом собственности, т.е. землей.

Владеть землей может и несобственник, но только легитимно, т.е. в соответствии с законом. В противном случае владение землей будет считаться самовольным захватом или самовольной передачей земли, за что по законодательству может применяться юридическая ответственность.

Осуществление данного правомочия производится путем ограничения доступа на земельный участок несобственников, т.е. лиц, не имеющих права на данный земельный участок.

Право пользования землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества.

Возможность легального пользования землей является сердцевиной не только права владения, но и права собственности. Однако многие собственники не пользуются землей непосредственно, а предоставляют ее во владение и пользование другим лицам. Особенно это характерно для такого земельного собственника, как государство. Как показывает опыт стран мира, у собственника в этом случае сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему земли, но опосредованно — путем получения арендной платы за землю. Непосредственно же пользуется землей то лицо, которому она предоставлена во владение. Пользование в этом случае как бы раздваивается. Но что касается права пользования, то формально оно принадлежит владельцу земли — арендатору (а не собственнику), поскольку он непосредственно эксплуатирует землю.

Читайте также:  Требования от ФНС: какие бывают и как на них отвечать

Во многих случаях собственник сам владеет и пользуется своей землей. Чтобы отделить эти случаи от случаев предоставления земли в аренду, в теории права различают как бы две категории собственников: передающих и не передающих землю в чужое владение и пользование.

Собственнику принадлежит право распоряжения землей. У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

Распоряжение землей может выражаться в двух основных формах — вещественной и правовой.

Юристы традиционно обращают внимание на правовую сторону распоряжения землей. Она выражается в праве собственника продать, заложить землю, передать ее в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование, внести в уставный капитал организации, т.е. в праве на определение юридической судьбы земельного участка как вещи. Иногда сюда добавляют право выбирать управляющего (управомоченное лицо), которому доверяется вести хозяйство от имени и по поручению собственника или дается право разделить свою землю на несколько частей, поручение управлять каждой из них особому лицу. Также к правовой форме распоряжения земельным участком необходимо отнести изменение его правового режима путем перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Но не меньшее значение имеет и вещественная форма распоряжения землей. Сюда относится право необратимого изменения назначения земли, например ее застройки, перепланировки ландшафта.

Вещественное (физическое) распоряжение включает в себя также такие мероприятия, как трансформация угодий (например, посадка леса на месте пашни или раскорчевка леса под пастбище), проведение капитальных работ, направленных на защиту и (или) улучшение земли.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных особо установленных территориях Российской Федерации. До установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Под приграничными территориями понимаются территории пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемые природные территории, объекты и другие территории, прилегающие к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска.

Иные «особо установленные территории» могут быть предусмотрены федеральными законами.

Например, в соответствии со ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

3. Общая собственность на земельные участки возникает в случаях, предусмотренных законодательством, или путем добровольного объединения собственниками принадлежащих им земельных участков. Соответственно, этот вид собственности возникает либо в силу закона, либо по заключаемому между собственниками договору.

Например, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлено, что земельный участок, как и любое иное имущество фермерского хозяйства, принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если соглашением между ними не установлено право общей долевой собственности.

Категории государственной земли

Государственная земля — это земельные участки, принадлежащие государству и находящиеся в его ведении. В России существуют несколько категорий государственной земли, каждая из которых имеет свои особенности и правовой режим.

  1. Земли особо охраняемых территорий и объектов.

    В эту категорию входят земли природно-заповедного фонда, национальных парков, заповедников, памятников природы и других территорий и объектов, требующих особой охраны и режима использования. Они предназначены для сохранения биологического разнообразия, уникальных природных ландшафтов и иных природных ценностей.

  2. Земли сельскохозяйственного назначения.

    Эта категория включает земли, предназначенные для сельского хозяйства. Сюда относятся пашня, сенокосы, пастбища, сады, огороды, а также земли, занятые животноводством и рыболовством. Такие участки могут быть использованы для производства сельскохозяйственной продукции или сдачи в аренду сельхозпредприятиям.

  3. Земли водного фонда.

    Земельные участки, занятые водными объектами (реки, озера, водохранилища, болота и др.), относятся к категории земель водного фонда. Они используются для водных объектов, охраны их водной биологической и экологической среды, а также для строительства и эксплуатации водных сооружений.

  4. Земли населенных пунктов.

    Эта категория включает земельные участки, занятые населенными пунктами — городами, поселками, деревнями. Земли населенных пунктов используются для строительства жилых, общественных и промышленных объектов, устройства дорог и коммуникаций, благоустройства территорий.

  5. Земли лесного фонда.

    Земли лесного фонда — это земельные участки, покрытые лесом. Они предназначены для использования в лесном хозяйстве, выращивания леса и заготовки древесины. Земли лесного фонда имеют особый природоохранительный, экологический и рекреационный статус и подлежат особой охране.

Управление и использование государственной земли

Государственная земля является важным ресурсом, который подлежит управлению и использованию в соответствии с законодательством. Органы государственной власти и местного самоуправления ответственны за осуществление данного процесса.

Управление государственной землей осуществляется в рамках установленных правил и норм. Государственные органы контролируют использование земельных участков, выдают разрешения или лицензии на их использование, а также проводят инспекции и мониторинг для обеспечения соблюдения правил. Это позволяет эффективно управлять государственной землей и предотвращать незаконное использование или незаконные операции с земельными участками.

Использование государственной земли может осуществляться различными способами в зависимости от ее назначения. Возможные виды использования земельных участков включают:

  • сельское хозяйство и животноводство;
  • промышленность и строительство;
  • инфраструктура и коммунальное хозяйство;
  • туризм и рекреация;
  • научные и исследовательские цели;
  • защита природы и охрана окружающей среды;
  • другие общественные нужды.

Правила использования государственной земли определяются соответствующим законодательством и регулятивными документами. Они устанавливают порядок получения права на использование земельного участка, требования к его использованию, сроки и условия пользования.

Важной задачей при использовании государственной земли является ее эффективное использование и сохранение природного и экологического баланса. Для этого предусмотрены меры по защите и восстановлению земель, а также нормы и условия использования, которые способствуют экономически устойчивому и экологически безопасному развитию регионов.

Организация и контроль за использованием государственной земли осуществляются государственными органами и местными органами самоуправления. Они отвечают за разработку и утверждение планов использования земли, выдачу разрешений и лицензий на использование, а также за контроль и надзор за соблюдением правил использования.

Для управления и использования государственной земли может быть создана специальная структура или учреждение, которое отвечает за координацию деятельности по использованию государственной земли и решение оперативных вопросов. Это позволяет обеспечить эффективное использование земли и обеспечить соблюдение правил и норм.

Пример организации и контроля за использованием государственной земли:
Тип организации Функции
Государственный орган
  • Утверждение планов использования земли;
  • Выдача разрешений и лицензий на использование;
  • Контроль за соблюдением правил использования.
Местный орган самоуправления
  • Разработка планов использования земли на местном уровне;
  • Выдача разрешений и лицензий на использование на местном уровне;
  • Надзор за соблюдением правил использования.
Управляющая структура/учреждение
  • Координация деятельности по использованию земли;
  • Решение оперативных вопросов.

Тем самым, управление и использование государственной земли являются важными аспектами ее эффективного использования и сохранения. Соблюдение правил и норм, контроль и надзор, а также организация деятельности специальных структур и учреждений позволяют обеспечить эффективное и устойчивое использование государственной земли в интересах общества и государства.

Муниципальная собственность на землю

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Объекты права муниципальной собственности:

  • индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность на основании (ст. 19ЗК РФ):
      законов РФ и субъектов РФ;
  • при разграничении государственной собственности на землю;
  • гражданско-правовых сделок;
  • безвозмездной передачи в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.

Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Государственная собственность на землю и ее виды

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде :

  1. федеральной собственности;
  2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

  • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в качестве:

  1. субъекта государственной власти , уста­навливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функ­ции, названные в ст. 9 и 10 Земельного кодекса;
  2. собст­венника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники зе­мельных участков.
Читайте также:  Региональная организация Профсоюза в Республике Марий Эл

В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых фажданским за­конодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

Это важно знать: Налоги на землю в 2021 году для пенсионеров

Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает

  • земельные участки, принадлежащие на праве собствен­ности Российской Федерации (федеральная собственность), и
  • земель­ные участки, принадлежащие на праве собственности субъектам Рос­сийской Федерации — республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации права собственника осуществляют органы государственной вла­сти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющи­ми статус этих органов.

Частная собственность на землю и ее виды

Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. Общие права собственников земли закреплены, кроме указанной статьи ГК РФ, и в ст. 40 ЗК РФ (Права собственников земельных участков на использование земельных участков).

Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

    • отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
    • передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
    • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;
    • распоряжаться имуществом иным образом.

    Подробнее о правомочиях владения, пользования, распоряжения землей

    Право владения землей означает физическое обладание предметом собственности , т.е. землей. Владеть землей может и несобственник, но только легитимно, т.е. в соответствии с законом. В противном случае владение землей будет считаться самовольным захватом или самовольной передачей земли, за что по законодательству может применяться юридическая ответственность. Осуществление данного правомочия производится путем ограничения доступа на земельный участок несобственников, т.е. лиц, не имеющих права на данный земельный участок.

    Право пользования землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества . Однако многие собственники не пользуются землей непосредственно, а предоставляют ее во владение и пользование другим лицам. Особенно это характерно для такого земельного собственника, как государство. Как показывает опыт стран мира, у собственника в этом случае сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему земли, но опосредованно — путем получения арендной платы за землю. Непосредственно же пользуется землей то лицо, которому она предоставлена во владение. Пользование в этом случае как бы раздваивается. Но что касается права пользования, то формально оно принадлежит владельцу земли — арендатору (а не собственнику), поскольку он непосредственно эксплуатирует землю.

    Во многих случаях собственник сам владеет и пользуется своей землей. Чтобы отделить эти случаи от случаев предоставления земли в аренду, в теории права различают как бы две категории собственников: передающих и не передающих землю в чужое владение и пользование.

    Право распоряжения землей в полной мере принадлежит только собственнику. У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

    Распоряжение землей может выражаться в двух основных формах:

      1. вещественной (право необратимого изменения назначения земли, например ее застройки, перепланировки ландшафта; мероприятия по трансформации угодий, например, посадке леса на месте пашни или раскорчевка леса под пастбище);
      2. правовой (выражается в праве собственника продать, заложить землю, передать ее в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование, внести в уставный капитал организации, т.е. в праве на определение юридической судьбы земельного участка как вещи . Иногда сюда добавляют право выбирать управляющего (управомоченное лицо), которому доверяется вести хозяйство от имени и по поручению собственника, а также — изменение его правового режима путем перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка).

      При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц .

      Граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки:

        1. за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация);
        2. путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

        В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

        Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

        Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

          1. на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и
          2. на иных особо установленных территориях Российской Федерации.

          Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

          Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:

            1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
            2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

            Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

              • своевременно платить земельный налог,
              • осуществлять мероприятия по охране земель,
              • соблюдать требования градостроительных регламентов,
              • своевременно приступать к использованию земельного участка,
              • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

              Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

              Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

                1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
                2. приобретательная давность;
                3. приватизация.

                Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

                Это – стандартная возможность приобретения участка, который находится в частной, государственной или муниципальной собственности. В первом случае все просто: продавец с покупателем заключают договор купли-продажи и, после его двустороннего исполнения, земля переходит в собственность продавца. Продажа регулируется ст. 129, 209, 549-557 ГК РФ.

                Тогда как если земельный участок приобретается у государства (или муниципалитета), то это может осуществляться в разных формах: в порядке аукциона и без него (ст. 39.3 ЗК РФ).

                Если же продажа осуществляется на аукционе, то он проводится по инициативе органа государственной (муниципальной) власти или по инициативе лиц, заинтересованных в покупке земли. При этом, когда инициатива исходит от юридических или физических лиц, расходы по подготовке необходимых документов ложатся на них. При этом без проведения торгов участок приобретается лишь в том случае, если больше заявок на его покупку не поступило (ч.3 ст.39.3 ЗК РФ).

                Существует также возможность приобретения земельного участка без аукциона согласно ст. 39.14, 39.17 ЗК РФ. Часть 2 ст. 39.3 ЗК РФ содержит достаточно длинный перечень случаев, когда аукцион не проводится. Например, это приобретение земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в них; земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам и т.д.

                Комментарий к Статье 16 Земельного кодекса РФ

                Государственная собственность на землю имеет сложный состав. Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

                От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

                В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

                Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду.

                Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. ст. 9 — 10 ЗК РФ, и в качестве собственника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.


                Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *