- Советы юриста

Я сдала машину в аренду под такси без договора аренды и ее разбили.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Я сдала машину в аренду под такси без договора аренды и ее разбили.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Самая большая ошибка, которую может совершить арендатор, попав в неприятную ситуацию на дороге – пытаться решить проблему своими силами. Даже если вы отлично разбираетесь в техническом устройстве машин и обладаете опытом в их ремонте, самостоятельно ремонтировать авто нельзя ни при каких обстоятельствах. Любое вмешательство, особенно если оно сопровождается разборкой арендованного автомобиля, расценивается как нарушение договора (как правило, в нем это отражено). И даже если работы выполнены успешно, не исключены неприятности. Обращаться в сторонние мастерские, не уведомив прокатную компанию, тоже не стоит.

Как защитить себя от непредвиденных обстоятельств при аренде авто

Помимо того, что нужно ознакомиться с договором, водителям рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • обратить внимание на наличие франшизы (ее суммы);
  • при приеме авто нужно тщательно его осмотреть на наличие трещин, сколов, вмятин, занести выявленные недочеты в договор (сделать фото транспорта, чтобы впоследствии арендодатель не смог предъявить по этому поводу претензий);
  • договор аренды, а также документы на автомобиль не следует оставлять в салоне авто, так как в случае угона или пожала, документы будут утрачены, что еще больше осложнит ситуацию;
  • место аварии, а также объекты происшествия нужно сфотографировать (телефон или фотоаппарат);
  • возврат транспорта оформлять специальным актом, где будет указано, что арендодатель не имеет претензий.

По смыслу, если автомобиль передается в аренду, значит он исправный, и водитель сможет им пользоваться без каких-либо проблем.

Попал в аварию на машине работодателя

Исполнение трудовых обязанностей оформляется не только трудовым договором, но и соглашением о материальной ответственности (частичной или полной). В документе указывается, за что и в каких ситуациях работнику придется возместить нанесенный материальный ущерб. Помимо этого прописывается сумма и порядок удержания с виновника аварии.

Даже если водитель разбил машину работодателя, возмещать материальный ущерб придется не во всех случаях. Например, в случаях, когда вина работника доказана, все зависит от решения страховой компании. Если они возместят ущерб в полном объеме, вряд ли работодатель будет предъявлять претензии к своему работнику.

Если же страховщик откажет в выплате компенсации, либо ее размер не покроет расходы по восстановлению авто, работодатель имеет полное право требовать возмещения имущественного ущерба с водителя предприятия, сидевшего за рулем авто в момент аварии. Если же он в добровольном порядке откажется возмещать расходы на ремонт транспорта, организация вправе обратиться в суд с требованием взыскать причиненный ущерб с работника. К исковому заявлению нужно приложить доказательства по рассматриваемому делу (договор о материальной ответственности, переписка со страховщиком, результаты независимой экспертизы и другие материалы). В этом случае исход будет зависеть от решения судьи.

В случаях, когда, водитель, управлявший авто не виновен в аварии, работодатель передает документы для возмещения ущерба в свою страховую компанию. Страховщик в свою очередь должен связаться со страховой компанией виновника происшествия и требовать с них уплаты для восстановления транспорта.

Работнику лучше не соглашаться возмещать ущерб в добровольном порядке, нужно разобраться в ситуации, возможно, он вовсе не должен ничего платить.

Правила заключения договора аренды

Уважающая себя компания обязательно оформит отношения сторон соглашением аренды. В документе прописывается:

Поэтому при оформлении договорных отношений арендатору советуется, чтобы он внимательно изучил договор. Естественно, приехав на отдых в другой город, не хочется привлекать юриста для правовой оценки документа. Поэтому придется его изучить самостоятельно, если что-то будет непонятно, лучше сразу задать интересующие вопросы арендодателю.

Помимо этого, компания предлагающая услугу по сдаче транспорта в аренду, в обязательном порядке обязана его застраховать. Обычно это стандартный полис ОСАГО, в некоторых случаях оформляется более дорогое – КАСКО. Следовательно, в случае аварийной ситуации, расходы по возмещению ущерба ложатся на страховую компанию, выдавшую полис. Добиваться этих выплат придется компании, которая передала транспорт в аренду, а никак не водитель. Вот почему очень важно подобные отношения оформлять договором.

Служба такси не может быть ответчиком: она всего лишь ищет клиентов и сообщает о них водителям. Сама людей не перевозит, не страхует и за их безопасность отвечать не должна.

Расходы на погребение возместит ИП как владелец машины. Он отвечает за действия своего работника по закону.

Моральный вред возместит водитель, потому что из-за его действий погибла женщина и переживает ее семья. Но не по 1,5 млн, а по 700 тысяч рублей каждому.

Читайте также:  Как заполнить единую расчетную книжку по коммунальным услугам в днр

Всего семья по этому решению должна была получить 3,3 млн рублей. Но не факт, что она бы дождалась денег. Водителя хоть и освободили по амнистии, но права не вернули.

Привлечь службу такси не получится. Моральный ущерб будет возмещать только водитель. Увеличить сумму тоже нельзя: якобы нет оснований, хватит и 700 тысяч.

Суд не учел, что по договору добровольного страхования выплата семье была не положена, а по ОСАГО расходы на погребение компенсируют в пределах 25 тысяч рублей.

В Верховном суде семья опять требовала признать водителя, ИП и службу такси солидарными ответчиками. При положительном решении шансов получить деньги было бы больше.

Также муж и дети по-прежнему настаивали на выплате расходов на погребение ответчиками, а не страховой. Моральный ущерб оценили в 6 млн на всех.

Вот что по этому поводу сказала судебная коллегия.

По документам у службы такси основной вид деятельности — услуги такси: его компания каждый год официально подтверждает документами в соцстрахе. В рекламе тоже идет речь о такси, а не об информационных услугах.

Службу такси незаконно исключили из списка ответчиков. С нее тоже можно требовать деньги.

Владелец машины. Его почему-то не сделали ответчиком за моральный ущерб, но это незаконно. Работодатель возмещает материальный и моральный вред, который причинил его работник.

С ИП тоже можно взыскать моральный вред.

Расходы на погребение. ИП добровольно застраховал свою ответственность. Но заставлять семью обращаться к страховщику незаконно. Максимальная сумма выплат по этому полису — 1,5 млн рублей, а истцы просят больше. Да и не выплатит им страховая, потому что вину ИП в суде не установили и свалили все на водителя.

С договором ОСАГО выплат тоже не будет. У ИП он закончился за три месяца до аварии. По нему даже 25 тысяч получить нельзя. Других договоров в деле нет. О каком возмещении от страховой может идти речь?

ИП незаконно освободили от возмещения расходов на погребение.

Итог. Решение суда апелляционной инстанции отменили, а выводы признали незаконными. Городской суд учтет замечания Верховного суда и пересмотрит дело 12 марта. Мы будем следить за развязкой.

При попадании в аварию на машине работодателя

Исполнение трудовых обязанностей регулируется не только трудовым договором, но и соглашением, которое касается материальной ответственности (полной или частичной). В нем указывается следующее: в каких случаях и за что сотрудник должен будет возместить нанесенный материальный ущерб. Также может прописываться сумма удержания с виновника ДТП и порядок этого процесса.

Даже если сотрудник организации разбил авто работодателя, то возмещать материальный ущерб придется не в любом случае. К примеру, если вина работника полностью доказана, то все будет зависеть от решения страховщика. Если последний возместит ущерб в полном объеме, то работодатель не станет предъявлять претензий к подчиненному. Но если страховая компания откажется выплачивать компенсацию или ее размер окажется недостаточным, чтобы покрыть расходы на ремонт ТС, то сотруднику придется самостоятельно возмещать оставшийся ущерб. Он может сделать это в добровольном порядке по требованию работодатели, в противном случае последний вправе обратиться в суд. Исход дела будет зависеть от решения судьи.

Если водитель ТС оказался не виновным в аварии, то работодателю требуется передать документы на получение компенсации своему страховщику. Он, в свою очередь, должен связаться со страховой компанией виновника ДТП, чтобы потребовать уплату для восстановления авто с них.

Как защититься от непредвиденных обстоятельств

Кроме того, что важно ознакомиться с договором, необходимо придерживаться ряда правил. Подробнее о них:

  • Узнайте, есть ли франшиза, и если да, то насколько она большая (ее сумма).
  • Принимая транспортное средство, тщательно осмотрите его. Обратите внимание на наличие сколов, вмятин, трещин — все найденные недочеты следует занести в договор. Сделайте фото машины, чтобы впоследствии компания-арендодатель не смогла предъявить претензии по этому поводу.
  • Возвращать машину нужно, оформляя специальный акт. В нем указывается, что арендодатель не имеет к арендатору претензий.
  • Не оставляйте в салоне автомобиля договор аренды и документы на ТС. В случае угона или пожара они будут утрачены. Это еще больше осложнит и без того нелегкую ситуацию.
  • При ДТП нужно сфотографировать как место аварии, так и объекты происшествия.

Соблюдение описанных рекомендации может существенно облегчить ситуацию и жизнь как вам, так и человеку, который предоставил машину в аренду.

Нормы безопасности перевозки пассажиров

Таксисты, как и другие перевозчики, обязаны соблюдать правила безопасной транспортировки клиентов. Главной обязанностью выступает страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), заключающееся в покупке соответствующего полиса. Согласно закону № 40-ФЗ (от 25.04.2002 года) страховка должна быть оформлена на каждое транспортное средство (ТС) независимо от статуса его владельца. Последним может выступить как физическое, так и юридическое лицо.

ОСАГО гарантирует гражданину, пострадавшему при ДТП, выплату денежного возмещения за причиненный вред. Ущерб, нанесенный потерпевшему лицу, покрывает страховая компания виновной стороны.

Плюс ко всему должны быть соблюдены следующие правила перевозки:

  • исправность средства передвижения – автомобиль должен подвергаться своевременному техническому осмотру, выезд на вызов при наличии дефектов или неполадок в работе авто запрещен;
  • наличие аптечки в салоне машины;
  • оснащенность автомобиля удерживающим устройством, предназначенным для перевозки детей младше 12 лет.
Читайте также:  Ветераны труда в Приморье могут воспользоваться различными мерами поддержки

Возмещение ущерба: кто несет ответственность и как действовать пассажиру

Возмещение физического вреда, полученного клиентом в аварии на такси, производится по полису ОСАГО страховой конторой виновника. В этом случае клиент имеет полное право требовать компенсацию. Причем если травмы вызвали необходимость длительного восстановления, то в сумму возмещения будет включена сумма заработка, утраченного за этот период. Также компенсируются траты на лечение – лекарственные средства, медицинские процедуры и прочее. Максимальный размер выплаты по ОСАГО составляет 500 000 рублей.

Виновником ДТП может выступить:

  1. Водитель другой машины. Обращаться с требованием покрыть ущерб необходимо в страховую компанию, предоставившую ему ОСАГО.
  2. Таксист. В этом случае запрос на компенсацию направляется либо в страховую контору водителя, либо страховщику компании по предоставлению услуг такси.

Если виновником ДТП выступил таксист-частник, то обращаться за компенсацией требуется в его страховую контору. В этом случае никто, кроме самого водителя не несет ответственности за происшествие.

Если же машина была вызвана по телефону или через мобильное приложение, то запрос направляется страховщику перевозчика либо компании-агрегатора. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 26 (от 26.06.2018 года), именно последний несет ответственность за вред, причиненный пассажиру в ходе поездки.

Процедура подачи запроса на выплату возмещения вреда начинается с выяснения данных страховой конторы виновника. Для этого можно обратиться напрямую к перевозчику или в службу поддержки агрегатора. Участники происшествия не имеют права скрывать подобную информацию. Далее, в течение 15 суток после ДТП страховщику подается заявление на компенсацию. К запросу прилагается ряд документов.

  • паспорт;
  • протокол ДТП;
  • постановление об административном правонарушении (запрашивается в ГИБДД);
  • медицинское заключение, фиксирующее факт травм;
  • выписка из медкарты или истории болезни, если пострадавший в ДТП пассажир проходил длительное лечение;
  • справка о размере заработка, если в сумму возмещения включается доход, утраченный за период восстановления здоровья.

Попал в аварию на машине работодателя

Исполнение трудовых обязанностей оформляется не только трудовым договором, но и соглашением о материальной ответственности (частичной или полной). В документе указывается, за что и в каких ситуациях работнику придется возместить нанесенный материальный ущерб. Помимо этого прописывается сумма и порядок удержания с виновника аварии.

Даже если водитель разбил машину работодателя, возмещать материальный ущерб придется не во всех случаях. Например, в случаях, когда вина работника доказана, все зависит от решения страховой компании. Если они возместят ущерб в полном объеме, вряд ли работодатель будет предъявлять претензии к своему работнику.

Если же страховщик откажет в выплате компенсации, либо ее размер не покроет расходы по восстановлению авто, работодатель имеет полное право требовать возмещения имущественного ущерба с водителя предприятия, сидевшего за рулем авто в момент аварии. Если же он в добровольном порядке откажется возмещать расходы на ремонт транспорта, организация вправе обратиться в суд с требованием взыскать причиненный ущерб с работника. К исковому заявлению нужно приложить доказательства по рассматриваемому делу (договор о материальной ответственности, переписка со страховщиком, результаты независимой экспертизы и другие материалы). В этом случае исход будет зависеть от решения судьи.

Почему служба такси не хотела быть ответчиком?

Ответчиком не хочет быть никто. Особенно если иск на миллионы рублей и нет прямой вины. Но если у водителя и ИП не было шансов не участвовать в деле, то у службы такси они нашлись.

Агрегаторы, которым все звонят для заказа такси, заключают с водителями и владельцами машин агентские договоры. Сами службы такси по документам оказывают информационные услуги: принимают звонки, передают их водителям и шлют смски клиентам. Они сами никого никуда не возят и не отвечают за безопасность пассажиров: в договорах обычно так и написано.

Услуги по перевозке пассажиров оказывает не служба такси, а водитель или владелец автомобиля. Пассажир об этом даже не задумывается, пока дело не доходит до возмещения вреда. Кажется, что машину предоставила крупная компания, она за всем следит и все проверяет. На самом деле вас вполне может везти ранее судимый водитель, которого давно лишили прав, а машина ему вообще не принадлежит.

Услуги по перевозке пассажиров оказывает не служба такси, а водитель или владелец автомобиля. Пассажир об этом даже не задумывается, пока дело не доходит до возмещения вреда. Кажется, что машину предоставила крупная компания, она за всем следит и все проверяет. На самом деле вас вполне может везти ранее судимый водитель, которого давно лишили прав, а машина ему вообще не принадлежит.

Кто покроет весь материальный ущерб?

Аренда авто без водителя всегда страхуется по рискам «ущерба». Если даже вы оказались виноваты в происшествии на арендованной машине, расходы должна оплатить страховая компания. Но, на иногда ущербы составляют большие суммы, чем покрывает страховая фирма в соответствии с договорами на аренду машин, поэтому арендаторам приходится доплачивать разницу.

Кроме этого, необходимо знать, что в стоимость проката, как правило, входит гражданское страхование ответственности человека, находящегося за рулем. Именно поэтому, водитель автомобиля, который он взял в аренду, на порядок лучше защищен, чем большинство автовладельцев страны, «рассекающие» на собственных автомобилях. Да, клиент несет ответственность за автомобиль, который он взял в аренду, но, как правило, ответственность измеряется в суммах, которые полностью покрываются страховыми компаниями в случае аренды машины на сутки в Кирове, которая закончилась ДТП.

Читайте также:  Что будет с залоговым имуществом при банкротстве физического лица?

В качестве исключения, пожалуй, выступает только езда в нетрезвом виде, грубейшие нарушения правил дорожного движения и некоторые другие нарушения. К тому же, возможность того, что придется заплатить за машину, взятую в аренду на сутки, из своего кармана, существует только тогда, когда виновником аварии являетесь вы. Если виновником ДТП признано другое лицо, никакой материальной ответственности на вас быть не может.

Какие выводы можно сделать из этой истории

Многие пользуются каршерингом очень легкомысленно: дают машину друзьям, нарушают ПДД, распоряжаются автомобилем как хотят. Кажется, что все убытки включены в стоимость аренды, а если что — страховая заплатит. Но это не так.

По закону человек, который берет в прокат автомобиль, во время действия договора аренды обязан:

В договоре аренды авто могут быть прописаны и другие условия. Не относитесь к договору формально, внимательно прочитайте его, прежде чем подписать. Подчеркните непонятные условия и уточните их смысл у компании-прокатчика.

В договоре не бывает неважных пунктов, поэтому не подписывайте его, пока не поймете все условия. В противном случае за пару дней аренды можно заплатить половину стоимости автомобиля, как мужчина из этой истории.

Регресс по ОСАГО — основания для регресса с виновника, как избежать, срок исковой давности

Виновник аварии после возмещения ущерба страховой компанией потерпевшему не должен успокаиваться. К нему страховщик может выдвинуть регрессивное требование для возмещения своих убытков. Мы расскажем, в каких случаях это происходит, когда регресс невозможен, что делать при выдвижении регрессивных требований. Приведем типичные ошибки.

  1. Что такое регресс в страховании ОСАГО
  2. Что говорит Закон
  3. В каких случаях возможны регрессивные требования
  4. Когда регресс от страховой невозможен
  5. Срок исковой давности
  6. Правильные действия при регрессивных требованиях и частые ошибки
  7. Ответы на вопросы
  8. Подведем итоги

Последствия ДТП на автомобиле каршеринга

В таких ситуациях каршеринговые компании действуют, соблюдая условия договора, но не всегда правомерно.

Дополнительные повреждения. В отчете о ремонте можно обнаружить повреждения автомобиля, которых в момент ДТП не было. В практике «Инвест Консалтинг» — случай, когда каршеринговая компания пыталась отремонтировать машину за счет клиента. В его счете к помятому бамперу и треснувшей фаре добавился скол на двери, деформация законцовки лонжерона, повреждение спойлера на бампере. Все повреждения находились вне зоны удара при аварии. Каршеринг в своем расчете приписал и несколько нормочасов на ремонт деталей с незначительными повреждениями, что тоже увеличило общую сумму ущерба. Мы рекомендуем внимательно проверять документы, которые присылает каршеринг.

Самовольное списание денег с карты. Штраф списывается в фиксированном размере в сроки, установленные договором. Дополнительно может быть списан определенный процент от ущерба (его размер каршеринг рассчитывает самостоятельно). Так как сервис имеет доступ к счету клиента, тот не успевает даже возразить перед списанием. Возможны списания и «по ошибке». Любые такие транзакции каршеринг должен обосновывать. Если списано лишнее, с компании можно и нужно требовать возврата денег и выплату неустойки за пользование чужими средствами.

Не связанные с ДТП повреждения. Клиент после ДТП запирает машину, завершает аренду и уходит. Автомобиль приезжает на осмотр, который кроме полученных в аварии дефектов выявляет дополнительные повреждения, явно не связанные с ДТП. Счет за них выставляют клиенту. Это происходит из-за невнимательного осмотра автомобиля до начала аренды. Если кузов запылен, забрызган грязью или снегом, сколы или вмятины легко пропустить. Мы рекомендуем внимательно осматривать автомобиль, фотографировать его до начала поездки, сообщать сервису о любых, даже незначительных дефектах, чтобы потом не оплачивать окраску крыла или дверцы из-за пропущенного при осмотре скола.

Теперь необходимо поговорить о ремонте и обслуживании автомобилей.

Каждая машина за сутки, будет проходить 400-500 км, с учетом выходных дней — примерно 10 000 км в месяц. Получается вам нужно менять масло каждый месяц (замена масла 2 000-2 500 рублей за одну машину). Недешево, хочу вам сказать, и поэтому нужно найти автосервис, где вам, как корпоративному клиенту, пригоняющему на замену масла 10 автомобилей такси каждый месяц – сделают скидку постоянного клиента. Есть и другие расходные материалы, которые требуют своевременной замены: тормозные колодки, сцепление, ходовая и т.д. Вам нужно заключить договор с автомобильными складами по продаже запчастей и расходных материалов, чтобы они продавали товар по оптовым ценам. Не стоит ждать от водителей бережной эксплуатации машины в такси. За год работы в сфере такси, автомобиль проходит больше 100 000 км. В принципе серьезных вложений на этот период не потребуется, но дальше поломки будут чаще и чаще. В такой ситуации многие бизнесмены продают автомобили на вторичном рынке и покупают партию новых машин. Обычно происходит это через 2 года, когда ресурсы двигателя на исходе. На первый взгляд может показаться невыгодным, но поезженные машины будут все больше и больше простаивать в ремонте, а это время и ваши деньги.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *