- Банковское право

Пенсия за выслугу лет — условия назначения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия за выслугу лет — условия назначения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Помимо выплаты за выслугу, сотрудники органов власти на местах вправе рассчитывать на долю страховой выплаты, размер которой определяется по правилам ст. 19 400-ФЗ. Той же нормой установлены условия ее получения.

Назначение страховой выплаты по старости

Гражданские и местные служащие были первой группой граждан РФ, которых коснулась пенсионная реформа, возраст выхода на страховую пенсию для них стал увеличиваться уже с 2017. Пенсионный возраст муниципального служащего с 2020 года составит 57 — для женщин и 62 — для мужчин. Постепенное увеличение продолжится вплоть до 2026, когда он составит 65 — для мужчин и 63 — для женщин. Схема повышения пенсионного возраста приведена в приложении № 5 к 400-ФЗ:

Момент, когда гражданину назначается страховая выплата по старости, в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 400-ФЗ (по состоянию на 31.12.2016) Возраст, по достижении которого назначается страховая выплата по старости в период замещения местных должностей
Мужчины Женщины
2017 V + 6 месяцев V + 6 месяцев
2018 V + 12 V + 12
2020 V + 18 V + 18
2020 V + 24 V + 24
2021 V + 36 V + 36
2022 V + 48 V + 48
2023 V + 60 V + 60
2024 V + 60 V + 72
2025 V + 60 V + 84
2026 и последующие V + 60 V + 96

V: 55 — для женщин и 60 — для мужчин.

О регулировании назначения пенсии муниципальным служащим Российской Федерации

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Данная норма согласуется с двухуровневой системой законотворчества в Российской Федерации. Государственная служба субъектов Российской Федерации и муниципальная служба находится в совместном ведении субъектов и федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий имеет право на пенсию за выслугу лет. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 11 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. В развитие этого положения в статье 23 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет, а в статье 24 предусмотрено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и размер пении за выслугу лет муниципальным служащим следует регулировать муниципальными правовыми актами. При этом необходимо учитывать, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности (см. Закон Калужской области от 03.12.2007 № 382-ОЗ «О муниципальной службе в Калужской области»). В указанной норме речь идет не о совокупной пенсии, то есть трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет, а о размере пенсии за выслугу.

Необходимо различать два вида пенсии, по старости и по выслуге лет (доплата к страховой пенсии) муниципального служащего. В свою очередь пенсия за выслугу лет является дополнительным пенсионным обеспечением. Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать и изменять условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (пенсия за выслугу лет, доплата к трудовой пенсии и другие).

Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года №643-О-О) пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) — при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) — являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

Читайте также:  Взыскание алиментов с отца ребенка

По мнению Комитета, такую же правую позицию следует применять в отношении компетенции органов местного самоуправления по определению порядка установления и изменения пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств местных бюджетов, в отношении муниципальных служащих, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» не ввел новых обязательств в части предоставления пенсий отдельным категориям граждан, а изменил условия ее назначения и получения путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как и ранее, право на получение пенсии за выслугу лет есть у всех муниципальных служащих, увеличен стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (с 15 лет до 20 лет). На данный момент действуют переходные положения. Условия назначения пенсии за выслугу лет, установленные федеральным законодательством, не могут быть изменены. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации).

Закон о пенсии муниципальным служащим

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 июля 2016 г. N 83-АПГ16-3

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Калининой Л.А., Зинченко И.Н.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области на решение Брянского областного суда от 16 февраля 2016 года о признании недействующим решения Совета народных депутатов города Сельцо от 18 февраля 2009 года N 4-884 «Об утверждении Положения об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа», включая утвержденное данным решением Положение.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Совета народных депутатов и Администрации города Сельцо Брянской области Кононовой И.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда законным и обоснованным, и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решением Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 18 февраля 2009 года N 4-884, в редакции решений от 24 июля 2012 года N 5-720 и от 29 августа 2013 года N 5-854, утверждено Положение об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа.

Оспариваемое Положение содержит понятие муниципальной пенсии за выслугу лет — ежемесячная доплата к государственной пенсии, право на получение которой определяется по основаниям и в порядке, установленными настоящим Положением и которая выплачивается гражданам при выходе на государственную пенсию, назначенную в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленную в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (пункт 2), устанавливает условия, порядок назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет главе города Сельцо, заместителю главы города Сельцо, замещавшим указанные должности на постоянной основе (пункт 1), устанавливает условия назначения такой пенсии (пункты 2.1, 2.2, 8), ее размеры (пункты 3 — 4, 7), порядок расчета среднемесячного заработка для исчисления размера пенсии (пункты 5 — 6), порядок подсчета стажа, необходимого для установления данной пенсии (пункт 9), порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении пенсии за выслугу лет, ее назначения, приостановления, прекращения и перерасчета установленного размера, возврата излишне выплаченных сумм, освобождение от налогообложения (пункты 10 — 21, 24), закрепляет положение о финансировании расходов, связанных с выплатой муниципальной пенсии, за счет средств бюджета Сельцовского городского округа (пункт 22), определяет орган, производящий выплату муниципальной пенсии и сроки ее выплаты (пункт 23) и формы необходимых для назначения и выплаты пенсии документов (Приложение 1 — 4).

И.о. прокурора Брянской области обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением в защиту интересов муниципального образования «Сельцовский городской округ» и неопределенного круга лиц о признании данного решения противоречащим статьям 31 и 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не действующим.

Заявление мотивировано тем, что установление оспариваемым решением дополнительных материальных гарантий в части пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Сельцо, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, нарушаются интересы бюджета муниципального образования «Сельцовский городской округ», интересы неопределенного круга лиц, лишенных возможности на решение вопросов местного значения за счет бюджетных средств.

Решением Брянского областного суда от 16 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены, Положение об условиях, порядке назначения, выплаты и перерасчета муниципальной пенсии за выслугу лет выборному должностному лицу местного самоуправления Сельцовского городского округа, утвержденное решением Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области от 18 февраля 2009 года N 4-884, в редакции решений от 24 июля 2012 года N 5-720 и от 29 августа 2013 года N 5-854, признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Брянской области представлены возражения.

Читайте также:  Получение российского гражданства белорусами в 2023 году

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции на основании анализа бюджета и отчетов об исполнении бюджета Сельцовского городского округа исходил из того, что на протяжении всего периода действия оспариваемого Положения, муниципальное образование Сельцовский городской округ является дотационным, ежегодно получает дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности, размер дотаций является стабильно высоким и составляет более 30%, помимо дотаций, существенную долю доходной части местного бюджета составляют субсидии, направляемые на реализацию расходных обязательств муниципального образования, в том числе по обеспечению мер социальной поддержки и по выполнению социально значимых программ, в связи с чем, установление выборным должностным лицам местного самоуправления муниципальной пенсии за выслугу лет, как дополнительного пенсионного обеспечения, не отвечает принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит приведенным выше требованиям федерального законодательства, поскольку при недостаточности собственных средств бюджета муниципального образования введение оспариваемым Положением новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе, и за счет средств субъекта Российской Федерации, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С такими выводами суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться не может.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Виды пенсии государственным и муниципальным служащим

Вопросы государственной и муниципальной службы регламентирует Федеральный закон «О государственной гражданской службе» и «О муниципальной службе в РФ». Именно эти законы устанавливают перечень должностей, условия приема и порядок прохождения службы.

Что касается пенсионного обеспечения, актуальными являются Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». И Закон «О страховых пенсиях» в части трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности.

На госслужащих и муниципальных служащих в полной мере распространяется и право на накопительную пенсию. А работники силовых структур имеют право на военную пенсию.

Чем отличается страховая пенсия от пенсии государственным и муниципальным служащим? Тем, что включает в себя пенсию по выслуге лет и долю страховой пенсии.

Следует отметить, что в области права на пенсии и иных вопросов пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего. Единственное, что размеры таких пенсий устанавливаются, как правило, законами субъекта РФ.

Требования для получения надбавки за муниципальный стаж к пенсии

Помимо наличия определенного периода выслуги местные власти устанавливают еще и требования относительно оснований прекращения трудовой деятельности. Практически все перечисляют в тексте своих правовых актов, посвященных регулированию выплат за выслугу, возможные основания увольнения. Например, в подп. 1.1.1–1.1.15 п. 1.1 положения «О порядке назначения и выплаты…», утв. решением собрания депутатов Западнодвинского района Тверской области от 27.04.2017 № 93, указаны допустимые для получения обеспечения причины прекращения работы, в т. ч.:

  • по инициативе работника;
  • отказ служащего от предложенной для замещения иной должности в связи с изменением существенных условий трудового договора;
  • несоответствие специалиста замещаемой должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Индексации и перерасчеты пенсии госслужащим в 2020 году

На данный момент пенсия начисляется в размере 45% от среднего заработка, если человек соответствует критериям. За переработку в 3 года добавляется еще 3% от заработной платы.

При расчете оплаты в 2020 году не включаются отпуска без сохранения заработной платы, по беременности и родам, а также разные выплаты по уходу за несовершеннолетним. Сумма пособий, рассчитанные для получения в представленный период, также не учитываются при окончательном подсчете. Не учитываются и денежные средства, которые оплачивались на основании больничного листа.

Индексация коснулась пенсии прокуроров, судей и иных госслужащих. Поскольку пенсионное обеспечение бывших сотрудников не росло, то было принято решение индексировать пенсию ежегодно – изначально в 2019 году на 4%, теперь еще и в 2020 году на аналогичный показатель.

Планируется повышение еще на 4% в 2021 году. Пока дальнейшая инициатива получила поддержку вышестоящего руководства.

Пенсия судей также будет пересмотрена. Планируется увеличить заработную плату на 30%, но все будет зависеть от стажа.

Выход на пенсию по выслуге лет — порядок оформления

Согласно сложившейся практике, всеми вопросами пенсии за выслугу лет в 2018 г. (в т.ч. на особых условиях) занимаются кадровые службы предприятий и организаций.

Ответственными за это назначаются определенные работники. Они готовят пенсионные документы, а затем предоставляют их в территориальные органы Пенсионного фонда.

Весь процесс состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. выявление и учет работников, возраст которых приближается к обозначенному законодательств моменту
  2. извещение гражданина о возникновении у него права на заслуженный отдых
  3. прием заявления о назначении пенсии
  4. сбор и оформление необходимых документов
  5. рассмотрение о представлении подготовленных бумаг в органы, которые занимаются назначением пенсионных выплат

Пенсия муниципального служащего

Величина пенсионных выплат складывается из фактического трудового стажа гражданина, среднемесячного дохода за предыдущий год службы, соответствующих надбавок (в случае их наличия).

Читайте также:  Как написать заявление о побоях в полицию: образец и основания

Кроме этого, требуется набрать достаточное количество индивидуальных баллов (коэффициентов).

В прошлом году правительством Российской Федерации была проведена реформа, касающаяся порядка ухода на заслуженный отдых муниципальных работников. Так, начиная с 2017 года пенсионный возраст должен был увеличиваться поэтапно каждый год на шесть месяцев.

Конечная цель реформы – повышение возраста для выхода на муниципальную пенсию до 63 лет у женщин-служащих и до 65 лет включительно у мужчин.

Переходный период будет продолжаться вплоть до 2032 года. Увеличение возрастной планки осуществляется поэтапно.

Так, для выхода на пенсию требуется учитывать имеющийся у сотрудника стаж работы и дату появления права на получение соответствующих пенсионных выплат. Например, если вы должны были уйти на заслуженный отдых в 2021 году, данная возможность у вас появится лишь через год.

Правовое регулирование вопроса

Нормативная база представлена федеральными законами:

  • № 25-ФЗ от 02.03.07 «О муниципальной службе» – определяет правовое положение служащих местных органов;
  • № 166-ФЗ от 15.12.01 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» – устанавливает общие принципы пенсионного обеспечения служащих муниципалитетов, детализирует категории лиц, претендующих на пенсион по выслуге;
  • № 400-ФЗ от 28.12.13 «О страховых пенсиях» – регламентирует назначение других типов пенсий;
  • № 143-ФЗ от 23.05.16 «О внесении изменений в законодательные акты в части увеличения пенсионного возраста» – определяет новый порядок приобретения права служащим муниципалитета на господдержку пенсионеров.

Порядок оформления муниципального пенсиона, нормы исчисления стажа содержат постановления Минтруда и приказы Минздравсоцразвития. Поскольку муниципальные пенсии финансируются из местных бюджетов, регионы устанавливают собственные законопроекты по регламенту начисления выплат.

Методические рекомендации по реализации отдельных норм законодательства, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет на муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

  • Методические рекомендации
  • по реализации отдельных норм законодательства, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет на муниципальной службе
  • в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
  • Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования работы органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и оказания методической помощи при реализации вопросов, связанных с назначением пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

При разработке муниципальных нормативных правовых актов относительно пенсионного обеспечения муниципальных служащих следует принимать во внимание то, что согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ) взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается, в том числе, посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.

Частью 1 статьи 25 указанного Федерального закона также установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.

Законодательное регулирование

Пенсионное страхование – это государственная, обязательная программа (ОПС), которая позволяет гражданам, достигшим определенного возраста, получать каждый месяц фиксированную сумму, что напрямую зависит от баллов, накопленных в процессе официальной трудовой деятельности.
Каждый гражданин с рождения вступает в систему обязательного пенсионного страхования. Новорожденных заносят в базу уже после регистрации в органах ЗАГС. Они получают СНИЛС – свой индивидуальный номер страхования. Ранее идентификатор выдавался только с началом работы, а теперь при появлении на свет.

Выплата пенсии как государственного социального обеспечения регулируется нормативными актами. Это набор федеральных законов и постановлений правительства, согласно которым:

  • каждый гражданин обязан вступить в систему ОПС;
  • подтвердить страховой стаж в баллах;
  • установлены единые правила того, как высчитывают пенсию;
  • действует накопительная программа;
  • инвестировать в это денежные средства из государственного бюджета;
  • регламентирована работа негосударственных фондов.

Что дает статус муниципального служащего

К этой категории работников относятся чиновники и депутаты органов местного самоуправления, районной или городской администрации, аппарата избирательных комиссий. На муниципалов распространяются права пенсионного обеспечения госслужащих, но величина такой пенсии не может превышать пособие государственного пенсионера, начисляемое за накопленный на аналогичной должности стаж.
Реестр должностей, относящийся к муниципальным служащим, определяется региональными законами.

Штатные расписания с классификацией устанавливаются в зависимости от:

  • характера полномочий: специалисты, руководители;
  • образовательного уровня и профессиональных навыков (младшие, старшие, главные, ведущие или высшие служащие);
  • квалификационного разряда (I, II, III классы, чины и ранги).

Виды пенсионного обеспечения

Права и льготы для муниципальных работников установлены федеральным и местным законодательством. Определенное им государственное обеспечение содержит:

  • Пенсию по выслуге лет. Она финансируется из регионального бюджета. Аналогичное пособие за трудовой стаж, кроме чиновников, есть у представителей профессий, связанных с риском для жизни – военнослужащих, спасателей, летчиков-испытателей и др.
  • Страховую выплату по инвалидности или старости. Эта дотация имеет федеральное финансирование и назначается на общих основаниях.
  • Разные доплаты. Необходимо иметь право на их получение, поэтому их выплачивают не всем пенсионерам.

Муниципальная пенсия за выслугу лет дополняет государственное пособие по старости или инвалидности до определенного предела. В целом суммарная величина двух выплат не должна превышать 75% среднемесячного оклада за последний отработанный год.

В таком виде справедливо рассматривать муниципальные выплаты не как самостоятельное госпособие, а как доплату к существующему (страховому или по инвалидности).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *