Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность по экологии 2021 для III категории НВОС: кому, какую, когда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Производственный экологический контроль разрабатывается также АЗС и III, и IV категории. Требования к составлению программы описаны в 67 статье ФЗ-7 от десятого февраля 2002 года. До 25 марта следующего за отчётным года по данной программе сдаётся отчёт о выполнении или невыполнении.
Предоставляемые сведения
Данные о выполнении условий решения о предоставлении водного объекта в пользование |
Куда предоставляется
Орган государственной власти субъектов РФ, осуществляющий государственное управление в области ООС |
НПА
Региональное законодательство |
Срок сдачи
|
Кто предоставляет
Хозяйствующие субъекты, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод |
Как предоставляется
На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП |
Проект предельно-допустимых выбросов разрабатывается в первую очередь для того, чтобы АЗС могла получить разрешение на деятельность. Расчёт выбросов производится по тем нормативам, которые были установлены Госкомприроды в 1989 году. Для составления проекта должны учитываться географические и климатические условия местности, в которых расположена АЗС, и другие данные. Неизменными являются требования к наличию следующих документов:
- о праве собственности АЗС на землю;
- краткая характеристика деятельности АЗС и проводимых на ней работ;
- план территории АЗС;
- договор на поставку коммунальных ресурсов;
- договор о вывозе отходов;
- схема организации;
- схема всех коммуникационных подключений;
- график работы АЗС;
- справка о расходе горючего.
Экспертное заключение, составленное на основании всех данных и документов, в последующем идёт на несколько проверок и согласований.
Если всё утверждено, то АЗС получает разрешение на осуществление вредных выбросов. Однако это не совсем бессрочный документ — в зависимости от региона размещения станции, такое разрешение может действовать от 5 до 7 лет. В случае возникновения тех или иных изменений на предприятии — появления нового типа топлива, возникновения дополнительной деятельности (например, по помывке машин), документ должен обновляться.
Проект новых правил учета НВОС
Минприроды России подготовил проект новых Правил создания и ведения Реестра НВОС, в котором предусмотрена возможность изменения категории объекта при вступлении в силу новых критериев. Документ размещен на официальном портале публикации проектов нормативных актов 21 мая 2021 года, анонсирован на сайте ведомства.
Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.
Так что мы советуем предпринимателям, которым «повезло» попасть по новым критериям в сферу федерального экологического надзора, не переживать и ждать изменений в нормативном регулировании. Есть риск, что у отдельных инспекторов Росприроднадзора в регионах возникнет соблазн привлечь природопользователей к ответственности за неподачу заявления об актуализации данных в Реестре. Переубедить их помогут документы, ссылки на которые мы привели в конце статьи.
Для объектов I категории негативного воздействия предусмотрено:
1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
3. Комплексное экологическое разрешение;
4. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
7. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
8. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
9. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
10. Оформление паспортов на отходы.
11. Предоставление сведений в кадастр отходов.
Для объектов IV категории негативного воздействия предусмотрен список требований:
1. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии обязанности о ее представлении);
2. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы).
3. Оформление паспортов на отходы.
4. Ведение журнала движения отходов.
5. Предоставление сведений в кадастр отходов.
Как отчитываться в 2019 г. организациям, при постановке на гос. учет объектов НВОС которыми был получен отказ в постановке, т.к. они не являются объектами НВОС? Получается, они не относятся ни к одной категории и должны иметь только журналы, кадастры, сдавать 2-ТП отходы и вносить плату НВОС?
СМСП и не СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства — СМСП). Нормирование в области обращения с отходами будет осуществляться на основании разделения объектов по категориям по степени негативного воздействия с 01.01.2019 г., таким образом, вне зависимости от категории эксплуатируемых объектов за 2018 год необходимо подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов; за 2019 год представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов предусмотрено только для организаций, осуществляющих деятельность на объектах III категории.
Для организаций, при постановке на гос. учет объектов НВОС которыми был получен отказ в постановке, предусмотрено представление отчета по форме 2-ТП «Отходы» — его сдают все организации вне зависимости от категории негативного воздействия.
Также при наличии соответствующей обязанности организации должны осуществлять паспортизацию отходов, а также вносить плату за НВОС и представлять декларацию о плате за НВОС за следующие его виды:
1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
2. сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
3. хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).
Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН
Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.41 |
Отчёт по программе ПЭК | ||
Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.5 | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
Паспортизация отходов I-IV классов опасности
Требуется единоразовая регистрация в Росприроднадзоре, далее паспорта бессрочны.
Разработка и согласование паспортов отходов — одна из самых часто встречаемых услуг в области экологического консалтинга. Несмотря на то, что наличие на предприятии паспортов ВСЕХ образующихся отходов (без привязки к их объемам) является обязательным по закону, будем честными — эти паспорта в реальности бесполезны и не выполняют ту функцию, которую на них возлагали. Изначально они использовались при транспортировке отходов — водитель должен был знать что он везет и какие есть правила перевозки конкретного отхода. Специальные службы в случае аварии транспортного средства, должны были быстро понять по паспорту отхода как его деактивировать и минимизировать экологический ущерб. Теперь же все, кто образуют отходы I-IV класса, обязаны иметь соответствующие паспорта и своевременно регистрировать их в Росприроднадзоре.
Как составить программу производственного экологического контроля
ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.
Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).
Существуют такие объекты ПЭК, как:
- системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
- передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
- системы для очистки использованных вод;
- источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
- цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
- склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
- почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
- зоны, попадающие под санитарную защиту.
Пример производственного экологического контроля 2022 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.
За несвоевременную сдачу отчетности при проверке грозит штраф (ст. 8.5 КоАП). Размер санкций для должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей, для юридических лиц – от 20 000 до 80 000 рублей.
В связи с вступившим в силу Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ произошли упразднения ряда природоохранных документов для объектов III категории.
Так, с 2019 года для объектов, имеющих III категорию НВОС, не нужно больше разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, также прекращается согласование и выдача нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, проект ПДВ и НДВ для объектов 3 категории в 2023 году разрабатывать не нужно. Для объектов 3 категории не обязателен и проект ПНООЛР – за его отсутствие никакого штрафа не предполагается. А вот отчетность по отходам подавать необходимо.
Но на основании Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в новой редакции согласно ст. 15 п. 11 необходимо подавать в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Отслеживать все изменения в законодательстве и правильно применять действующие природоохранные нормы в соответствии с инструкциями и приказами на предприятии – задача квалифицированного специалиста-эколога.
ИЗМЕНЕНИЯ В КОМПЛЕКСНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗРЕШЕНИИ
Вступит в силу с 1 марта 2023 года. Постановление Правительства от 04.08.2022 № 1386. Изменили порядок согласования материалов для выдачи комплексного экологического разрешения (КЭР). КЭР, которые выдали ранее, переоформлять не нужно.
Кого коснутся изменения?
Организаций, которые эксплуатируют объекты I-II категории НВОС и планируют получить комплексное экологическое разрешение.
Что поменялось?
Утвердили новый порядок согласования материалов КЭР. Порядок, который был утвержден постановлением Правительства от 13.02.2019 № 143, утратил силу. Срок рассмотрения КЭР сократили примерно на месяц. Территориальный орган Росприроднадзора будет выдавать решения о выдаче КЭР за 63 рабочих дня, вместо 4 месяцев. Добиться таких сроков госорган планирует за счет исключения процедуры согласования с Роспотребнадзором, Росводресурсами и Минприроды. Заявку на КЭР в 2023 году по-прежнему будут принимать через ГИСП. Однако планируют, что заявку можно будет отправлять через портал Госуслуг.
Какие правила взять в работу?
Подготовьте материалы КЭР таким образом, чтоб их можно было направить в электронном виде. Обязательно подготовьте электронную подпись (УКЭП). Она потребуется, чтобы подписать заявку. Чтобы подать заявку на выдачу КЭР, организации необходимо зарегистрироваться в ГИСП.
ИЗМЕНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
Постановление Правительства от 20.04.2022 № 707 и постановление Правительства от 30.04.2022 № 790. В 2023 году впервые нужно отчитаться о выбросах парниковых газов.
Когда?
За 2022 год сдайте отчет не позднее 1 июля текущего года. Например, за 2022 год сдайте отчет не позднее 1 июля 2023 года.
Кого коснутся изменения?
За 2022 год должны отчитаться организации, которые создают выбросы парниковых газов, масса которых за год эквивалентна 150 000 тонн СО2 и более. Если организация создаёт выбросы меньше 50 000 тонн СО2 , она может подать отчет в добровольном порядке. Отчет может пригодиться при международной торговле для расчета квот СО2 и суммы углеродного налога.
Какие правила взять в работу?
Уведомите об объемах выбросов парниковых газов в окружающую среду в форме отчета. Правила и форму представления отчетов утвердили постановлением Правительства от 20.04.2022 № 707. Отчет необходимо подать в Министерство экономического развития через реестр выбросов парниковых газов в электронном виде.
Правительство определило 173 вида разрешений, особый режим выдачи которых в 2022, 2023 годах и на срок до конца 2024 года делегирован надзорным органам. Мы выбрали ключевые виды и систематизировали их для удобства по направлениям нашей работы:
В области промышленной безопасности:
- Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
- Аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики.
- Аттестация работников в области промышленной безопасности.
- Аттестация экспертов в области промышленной безопасности.
- Регистрация опасных производственных объектов.
- Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
- Согласование планов и схем развития горных работ.
- Согласование технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
- Лицензирование пользования недрами.
- Согласование правил эксплуатации гидротехнических сооружений.
- Внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
- Выдача разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
- Согласование специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.
- Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
- Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
- Государственная регистрация и учёт гидротехнических сооружений.
- Выдача разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.
- Согласование планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
- Внесение в реестр деклараций промышленной безопасности.
В области охраны окружающей среды:
- Государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
- Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
- Экспертиза проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых.
- Аттестация на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
- Выдача разрешения на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения.
- Государственная экологическая экспертиза.
- Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
- Выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.
- Выдача разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.
- Утверждение нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
- Согласование нормативов допустимых сбросов.
- Выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для объектов I категории по уровню воздействия на окружающую среду на период до получения для таких объектов комплексных экологических разрешений.
- Выдача разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ.
- Согласование планов снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
- Выдача разрешения на временные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных) для объектов II и III категорий.
- Выдача разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты для действующих стационарных источников и (или) совокупности стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду и относящимся к объектам II категории (за исключением случаев получения такими объектами комплексного экологического разрешения) и III категории.
- Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности.
В области санэпидбезопасности:
- Выдача санитарно-эпидемиологического заключения.
- Государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования.
- Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.
В области охраны труда:
- Аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
- Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
В области пожарной безопасности:
- Аттестация должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска.
- Регистрация деклараций пожарной безопасности.
- Аттестация лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
Продлён срок эксплуатации ГТС без внесения в регистр
В 2023, как и в 2022 году, допускается эксплуатация гидротехнического сооружения без внесения сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений и соответствующего разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.